МУАЗ ИБН ДЖАБАЛЬ
«Муаз Ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено и что запрещено».
(Мухаммад, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует)
Когда вся Аравия озарилась светом благого пути Истины, мединский мальчишка Муаз Ибн Джабаль вступил в цветущую пору своей юности.
Среди своих сверстников он выделялся острым умом, красноречием, ясностью выражения мыслей и энергичностью.
Наряду с этим он отличался приятной внешностью; у него были красивые чёрные глаза, кудрявые волосы и броские черты лица, привлекающие людей.
Юноша Муаз Ибн Джабаль принял Ислам от мекканского проповедника Мусаба Ибн Умайра. В ночь аль-Акабы своей молодой рукой он пожал руку благородного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и присягнул ему на верность...
Муаз был одним из тех семидесяти двух людей, которые устремились в Мекку, чтобы осчастливить себя встречей с посланником Аллаха, удостоиться чести присягнуть ему и вписать тем самым в историю одну из самых ярких и блестящих страниц...
* * *
Сразу по возвращении юноши из Мекки в Медину он создал из своих сверстников группу по разрушению идолов и удалению их из домов язычников Йасриба, как скрытно, так и явно. Итогом деятельности этой небольшой группы молодёжи явилось то, что исламскую веру принял один из знатнейших людей Йасриба — Амру Ибн аль-Джамух.
Амру Ибн аль-Джамух был одним из вождей рода бану Салама и представителем их знати.
Как было принято у всех богатых людей, Амру изготовил из ценных сортов дерева своего личного идола.
С величайшей заботой шейх бану Салама ухаживал за своим идолом, украшая его шёлком и умащивая каждое утро благовониями.
Как-то ночью под покровом темноты юные сорванцы прокрались к идолу, сняли со своего места, вынесли на задворки домов бану Салама и бросили в помойную яму...
Утром проснувшийся шейх обнаружил пропажу своего истукана и долго не мог найти его. Он обыскивал все закоулки, пока не увидел его в помойной яме, зарывшимся лицом в отходы. Шейх воскликнул: «Горе вам! И кто же это так надругался над нашим божеством этой ночью?»
Достав из ямы идола, он тщательно обмыл его, вычистил, умастил благовониями и водрузил на прежнее место. Затем, обратившись к нему, он сказал истукану:
— О Манат, клянусь Аллахом, если бы я знал, кто сотворил такое с тобой, то на всю жизнь опозорил бы его...
Когда шейх заснул на следующую ночь, юноши опять пробрались к идолу и сделали то же самое, что и предыдущей ночью.
Шейх вновь отправился на поиски своего истукана, пока не обнаружил его в другой помойной яме...
Достав его оттуда, он обмыл идола, очистил его и покрыл благовониями, послав самые страшные угрозы в адрес тех, кто совершил такое кощунство.
Когда всё повторилось в третий раз, шейх ещё раз достал идола из того места, где он оказался, и тщательно обмыл его. Затем он принёс свой меч и, повесив его на идола, сказал:
— Клянусь Аллахом, не знаю, кто творит с тобой такое... Если ты, о Манат, истинное божество, то защити себя... А этот меч будет с тобой...
Когда шейх заснул, юноши прокрались к истукану и сняли с него меч, висевший на шее.
Привязав идола к шее дохлой собаки, они бросили их обоих в выгребную яму. Утром шейх опять долго и упорно искал своего идола, пока не нашёл его в куче отбросов, крепко привязанным к дохлой собаке.
Увидев такое зрелище, шейх сказал на этот раз:
— Если бы это было настоящим божеством, то оно никогда бы не валялось вместе с дохлой собакой в выгребной яме.
После этого шейх бану Салама принял Ислам, и его вера была истинной.
* * *
Когда благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, переселился в Медину, юный Муаз Ибн Джабаль начал, подобно тени, повсюду следовать за ним. От него Муаз учился Корану и Шариату, пока не стал одним из лучших чтецов Корана и знатоков законодательства Ислама среди сподвижников посланника Аллаха.
Йазид Ибн Кутайб рассказывал:
«Как-то я зашёл в мечеть Хомса и увидел там кудрявого юношу, вокруг которого собрались люди.
„Казалось, что его речь похожа на божественные звуки. Я спросил: “Кто это?”
— Муаз Ибн Джабаль, — ответили мне».
Абу Муслим аль-Хаулани рассказывал:
«Войдя в мечеть Дамаска, я увидел, что там идут занятия кружка взрослых сподвижников Пророка.
Среди них находился черноглазый юноша приятной и запоминающейся внешности. Когда среди занимающихся возникало какое-либо разногласие, они обращались за помощью к этому юноше. Я спросил своего соседа:
— Кто это?
— Муаз Ибн Джабаль, — ответил он».
Да в этом и нет ничего удивительного, так как Муаз с младых ногтей проходил школу посланника Аллаха, которую блестяще закончил, обильно впитав науку из её первоисточника.
Это был лучший ученик у лучшего учителя, который жадно усваивал истинные знания в их первозданном виде.
Для характеристики Муаза достаточно привести слова, сказанные в его адрес посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Муаз Ибн Джабаль в моём народе наиболее сведущ по поводу того, что разрешено, и что запрещено».
Огромная заслуга Муаза пред нацией Мухаммада состоит в том, что он был одним из тех шести людей, которые ещё при жизни посланника Аллаха начали воедино собирать Коран.
Поэтому если сподвижники Пророка вели какую-нибудь дискуссию в присутствии Муаза Ибн Джабаля, то всегда прислушивались к его мнению, поскольку он пользовался непререкаемым авторитетом и обладал глубокими и обширными знаниями.
* * *
Благородный Посланники, да благословит его Аллах и приветствует, и его преемники поставили уникальный научный потенциал Муаза на службу Исламу и всем мусульманам.
Увидев, как после покорения Мекки курайшиты толпами начали переходить в религию Аллаха, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, почувствовал, что новые мусульмане крайне нуждаются в выдающемся учителе, который обучал бы их Исламу, разъяснял и растолковывал законоположения Шариата. Поэтому он назначил своим преемником в управлении Меккой Аттаба Ибн Асйада, а его помощником Муаза Ибн Джабаля для обучения людей Корану и религии Аллаха.
* * *
Когда к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыли гонцы йеменских царей, чтобы объявить о их переходе вместе с подданными в Ислам, то кроме этого они обратились с просьбой послать с ними тех, кто научил бы людей их религии. Для выполнения этой задачи Пророк направил в Йемен группу проповедников-наставников из числа сподвижников, назначив Муаза Ибн Джабаля старшим среди них.
Благородный Пророк пошёл даже сам провожать свою миссию истинного пути и света...
Он шёл рядом с верховым животным Муаза, тогда как сам Муаз сидел в седле...
Пророк так долго шёл рядом, что начало казаться, как будто он оттягивает момент расставания с Муазом...
Наконец он обратился к Муазу с напутствием:
— О Муаз, боюсь, что через год ты уже не встретишься со мной... Наверное, ты уже будешь проходить мимо моей мечети и моей могилы.
Не выдержав тяжести расставания со своим Пророком и любимым Мухаммадом, Муаз разрыдался, а с ним и остальные мусульмане.
*
Сбылось предсказание благородного Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и с этого часа Муазу уже не было суждено счастье увидеть его живым...
Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расстался с этой жизнью до того, как Муаз вернулся из Йемена.
Естественно, что Муаз глубоко скорбел, когда обнаружил, что Медина потеряла навсегда своего любимого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
* * *
Когда преемником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, стал Умар Ибн аль-Хаттаб, то он направил Муаза в племя бану Килаб, чтобы он разделил между ними собранные ими средства и распределил среди бедняков пожертвования, сделанные их богатыми соплеменниками. Справившись с поставленной ему задачей, он вернулся к своей жене, накрутив на шею тот же самый подседельник, с которым он отправился в путь из дома. Жена спросила его: «А где же подарки, которыми подданные одаряют обычно наместников, и которые они привозят своим близким?»
— Но рядом со мной постоянно был строгий надсмотрщик, который с меня глаз не спускал, — ответил Муаз.
Жена воскликнула: .
— Тебя считали честнейшим человеком посланник Аллаха и Абу Бакр, а теперь пришёл Умар и отправил с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?
Затем она рассказала про это жёнам Умара и пожаловалась им на него. Когда Умару стало известно про это, он вызвал к себе Муаза и спросил его:
— Это я послал с тобой надсмотрщика, чтобы он следил за тобой?!
— Вовсе нет, о вождь правоверных, — ответил Муаз. — Я просто не нашёл ничего более убедительного, чтобы оправдаться перед женой.
Умар рассмеялся и дал ему немного денег, сказав:
— Дай ей это, чтобы она успокоилась...
* * *
Во времена правления Умара его наместник в аш-Шаме Йазид Ибн Абу Суфйан направил ему послание, в котором говорилось:
«О вождь правоверных! Очень возросла численность населения аш-Шама. Они испытывают сильную нужду в тех, кто научил бы их Корану и разъяснил бы им основы нашей религии. Прошу тебя, о вождь правоверных, оказать мне помощь людьми, которые бы смогли обучить их».
Умар призвал к себе пятерых людей, которые ещё при жизни Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, собирали воедино Коран.
Это были: Муаз Ибн Джабаль, Убада Ибн ас-Самит, Абу Айуб аль-Ансари, Абу Ибн Кааб и Абу ад-Дарда. Когда они собрались, Умар сказал им:
— Ваши братья — жители аш-Шама — попросили меня оказать им помощь людьми, которые обучили бы их Корану и положениям нашей религии. Поэтому, да смилостивится над вами Аллах, помогите мне выбрать из вас троих. Если хотите, бросьте жребий, а если нет, то я сам выберу и назначу троих из вас.
— А зачем бросать жребий? Абу Айуб уже старик, Абу Ибн Кааб больной человек, так что как раз трое и остаются.
Умар сказал:
— Начните в первую очередь с Хомса. Если там ситуация нормальная, то оставьте одного из вас в Хомсе, другой пусть отправится в Дамаск, а третий — в Палестину.
Трое сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в соответствии с повелением аль-Фарука начали свою деятельность с Хомса...
Они оставили в нём Убаду Ибн ас-Самита, Абу ад-Дарда направился в Дамаск, а Муаз Ибн Джабаль — в Палестину.
* * *
В Палестине Муаз заболел чумой. Обратившись перед смертью к Кибле, он начал декламировать:
«Приветствую я смерть, приветствую...
И вот пришёл посетитель после долгого отсутствия...
И любимый достиг желаемого...»
Затем, обратив свой взор к небу, Муаз взмолился:
«О Аллах, ведомо было Тебе, что я не любил этот мир,
И я жил в нём, чтобы взрастить деревья и проложить реки...
Но нестерпим полуденный зной и тяжелы эти часы,
И теснятся учёные в религиозных кружках...
О Аллах, прими же душу мою с добром, как принимаешь Ты душу правоверного».
И тихо отошёл невинный дух Муаза, отправившись в далёкий путь, стремясь к Аллаху на Его пути.
Абу Муслим аль-Хаулани — один из выдающихся последователей Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, родом из Йемена.