САИД ИБН АМИР АЛЬ-ДЖУМАХИ
САИД ИБН АМИР АЛЬ-ДЖУМАХИ

САИД ИБН АМИР АЛЬ-ДЖУМАХИ

 

«Саид Ибн Àìèð — человек, который приобрёл Будущую жизнь своей земной жизнью, отдав предпочтение Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, перед всеми другими».

(Из высказываний историков)

 

Саид Ибн Амир аль-Джумахи был одним из тысяч юношей, которые пришли в район ат-Таньим близ Мекки по призыву курайшитских вождей, чтобы присутствовать при расправе над одним из сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Хубайбом Ибн Ади, вероломно захваченным в плен.

Его кипучая, полная энергии молодость позволила ему, находясь в процессии, протиснуться к шествовавшим в первых рядах шейхам курайшитов, таким, как Абу Суфйан Ибн Харб и Сафван Ибн Умайа.

Это позволило Саиду увидеть самого пленника курайшитов, закованного в кандалы, толкаемого руками женщин, детей и молодежи к месту казни, чтобы тем самым отомстить Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и убийством Хубайба отплатить за убитых в битве при Бадре курайшитов.

Когда плотная толпа людей с пленником подошла к месту, подготовленному для казни, юноша Саид Ибн Амир аль-Джумахи, благодаря своему высокому росту увидел Хубайба, подходящего к помосту для распятия. Сквозь шум и крики женщин и детей Саид услышал его твердый спокойный голос: «Если можете, то позвольте мне перед смертью совершить Намаз в два раката...»

Саид наблюдал, как Хубайб встал лицом к Каабе и отмолился два раката. Как же прекрасна и совершенна была эта молитва!

Затем Саид увидел, как повернувшись в сторону курайшитских вождей, Хубайб сказал:

«Клянусь Аллахом, если бы вы не подумали, что я затягиваю Намаз из боязни смерти, то я бы молился дольше...»

Саид собственными глазами увидел, как люди его племени начали терзать Хубайба, буквально отрывая один за другим куски его тела. При этом они кричали Хубайбу:

«Хотел бы ты видеть на своем месте Мухаммада, а себя спасенным?»

Обливающийся кровью Хубайб отвечал:

«Клянусь Аллахом, не хотел бы я сейчас находиться в семье среди детей спокойно и в безопасности и дать уколоть Мухаммада хотя бы одной колючкой вместо меня». Люди воздевали руки, и ширился рев толпы: «Убейте его! Убейте его!»

Затем Саид Ибн Амир увидел, как Хубайб поднял взор к небу с помоста для распятия и произнес: «О Аллах! Сокращай их число и убивай поодиночке, не оставляя ни одного из них!» После этого Хубайб испустил дух от несчетных ран на теле от мечей и копий.

*     *     *

Курайшиты вернулись в Мекку и в водовороте важных событий забыли о Хубайбе и его гибели. Однако из головы взрослеющего Саида Ибн Амира ни на мгновение не уходил образ Хубайба. Когда он спал, то видел его во сне. Наяву он грезил Хубайбом, и Саиду казалось, что он видит его, спокойно и уверенно совершающим свой последний Намаз в два раката перед помостом для распятия. В ушах Саида звучал голос Хубайба, взывающего к Аллаху против курайшитов. Саид боялся, что его поразит молния или камень с небес.

Хубайб научил Саида тому, чего он раньше не знал... Он научил его тому, что истинная жизнь — это вероубеждение человека и Джихад во имя этого вероубеждения вплоть до самой смерти. Он научил его также тому, что нерушимая вера способна творить чудеса и делать невозможное.

Хубайб научил его также тому, что человек, которого столь беззаветно любят его сторонники, является никем иным, как Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, получающим помощь с Небес.

Вот здесь-то и открыл Аллах грудь Саида Ибн Амира для Ислама. Встав посреди большой группы людей, Саид объявил о своей непричастности к преступлениям и грехам курайшитов. Он провозгласил также отказ от поклонения их идолам и истуканам и свое принятие религии Аллаха.

 

*     *     *

 

Переселившись в Медину, Саид Ибн Амир не разлучался с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, участвовал с ним в битве при Хайбаре и в последующих походах.

Когда благородный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ушёл к своему Господу, оставаясь довольным Саидом, последний остался после него разящим мечом в руках обоих халифов Абу Бакра и Умара, да будет Аллах доволен ими. Саид был уникальным и выдающимся образцом истинного верующего, который приобрел Будущую жизнь своей земной жизнью. Благосклонность Аллаха и Его награду он ставил выше душевных порывов и телесных потребностей.

 

*     *     *

Оба халифа посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, знали правдивость и праведность Саида Ибн Амира. Они прислушивались к его советам и высказываниям.

Как только Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, стал халифом, Саид пришел к нему и сказал:

«О Умар, советую тебе бояться Аллаха в отношениях с людьми и не бояться людей в отношениях с Аллахом. Советую также, чтобы твои слова не расходились с делами. А ведь лучшие слова те, которые подкрепляются делами...

О Умар! Повернись лицом к тем дальним и близким мусульманам, чьи дела поручил вести тебе Аллах. Пожелай им того, чего ты желаешь себе и своим домочадцам. Всегда и везде не боясь трудностей, стремись к истине и не бойся пред Аллахом упрека порицающего».

Умар воскликнул:

«Кто же может это, о Саид?!»

Он ответил:

«Это может человек, подобный тебе, из тех, кого Аллах уполномочил вести дела Уммы Мухаммада. И нет никого между этим человеком и Аллахом».

 

*     *     *

Умар Ибн аль-Хаттаб тут же призвал Саида помогать ему и сказал:

«О Саид! Я назначаю тебя руководить жителями Хомса». Саид воскликнул:

«О Умар! Заклинаю тебя Аллахом, не сбивай меня и не соблазняй меня!»

Раздосадованный Умар сказал:

«Горе вам! Повесили вы мне на шею это дело (халифат), а затем отреклись от меня!» Не оставлю тебя», — сказал Умар и назначил его правителем Хомса. Затем он спросил: «Не назначить ли нам тебе паёк?»

Саид ответил: «А что мне с ним делать, о правитель правоверных?! То, что я получаю из общественной казны, превышает мои потребности». После этого он отправился в Хомс.

Прошло немного времени, и к правителю правоверных прибыли из Хомса несколько человек, которым он доверял. Он попросил их:

«Напишите мне, пожалуйста, список ваших бедняков, чтобы я мог помочь им в их нуждах».

Когда список принесли Умару, то среди других он обнаружил Саида ибн Амира. «Это какой же Саид Ибн Амир?!» — спросил Умар. Люди ответили: «Это наш амир». Умар переспросил: «Как, ваш амир — бедняк?!» Люди ответили: «Да. Клянёмся Аллахом, вот уже много дней в его доме не горит очаг».

Умар так разрыдался, что от слез его борода стала мокрой. Взяв тысячу динаров, он положил их в кошель и сказал:

«Передавайте ему привет от меня и скажите: “Правитель правоверных послал тебе эти деньги, чтобы ты использовал их на свои нужды”.

 

*     *     *

С кошелем делегация пришла к Саиду. Заглянув вовнутрь кошеля и увидев там динары, Саид оттолкнул его от себя со словами:

«Инна биллаhи ва инна илайhи радждиун («Истинно, мы принадлежим Аллаху, истинно к Нему и возвращаемся». — Слова произносимые при несчастье, бедствии. — Ред.) Это было сказано таким образом, будто его постигла беда, или в доме случилось несчастье. Обеспокоенная жена Саида вскочила с места и спросила его:

«Что случилось с тобой, Саид?! В чем дело? Неужели умер Повелитель правоверных?!»

Саид ответил: «Случилось нечто более серьезное, чем это».

Жена воскликнула: «Неужели мусульмане потерпели поражение в бою?!» Саид ответил: «Нет, случилось нечто ещё более серьезное, чем это».

«Что же это такое? Что может быть хуже этого?» — спросила жена.

«Ко мне подступили мирские соблазны. В мой дом вселилась смута, совращающая меня», — ответил Саид.

«Ну, так покончи с этим», — сказала жена. Она ещё ничего не знала о динарах.

«Ты поможешь мне сделать это?» — спросил Саид. — «Да», — ответила жена. Саид разложил динары по кошелькам и раздал их бедным мусульманам.

 

*     *     *

Вскоре после этого Умар Ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, прибыл в аш-Шам, чтобы там лично ознакомиться с положением населения. Он остановился в Хомсе, который был широко известен под названием «маленькая Куфа» (Кувайфа). Дело в том, что жители Хомса так же часто жаловались на наместников и правителей, как и куфийцы. К Умару пришли представители жителей Хомса, чтобы поприветствовать его. Он спросил их: «Ну, как вы находите вашего амира?».

Люди нажаловались Умару на Саида, упомянув четыре его деяния, каждое из которых было серьёзнее других.

Умар, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

«Я собрал у себя Саида и этих людей, взывая к Аллаху, чтобы Он не изменил моё мнение о Саиде, так как я очень верил ему. Когда люди вместе со своим амиром предстали передо мной, я спросил: “В чём же вы жалуетесь на вашего амира?”

Они ответили: «Он не выходит к нам, пока не наступит разгар дня». Я спросил: «Что ты скажешь по этому поводу, Саид?». Немного помолчав, он ответил:

«Клянусь Аллахом, мне очень не хотелось бы говорить об этом, но если уж это необходимо, то дело в том, что у моих домочадцев нет слуги. Поэтому каждое утро я замешиваю тесто для семьи, а затем жду, пока оно не поднимется. После этого я пеку для всех лепёшки, совершаю омовение и затем выхожу к людям».

Умар продолжал:

«Я спросил их: “Какие ещё есть жалобы на него?”

Люди отвечали: “Ночью никто не может добиться от него ответа”.

Я спросил: “А об этом что ты скажешь, Саид?”

Он ответил: “И об этом мне не хотелось бы говорить, клянусь Аллахом. Тем не менее скажу, что день я предназначил для людей, а ночь посвящаю Всемогущему Аллаху”.

Я спросил: “На что ещё вы жалуетесь?”

Они ответили: “Один день в месяц он вообще не выходит к нам”.

Я спросил: “А это почему, Саид?”

Он ответил: “У меня нет слуги, о повелитель правоверных, и одежда у меня только та, которую я ношу. Раз в месяц я её стираю и жду, пока она высохнет, а затем в конце дня выхожу к людям”.

Я опять спросил людей: “Ещё какие у вас жалобы на Саида?”

Люди ответили: “Иногда он впадает в бессознательное состояние и отсутствует на заседаниях совета”.

Я спросил: “А это что такое, Саид?”

Он ответил:

“Я был свидетелем гибели Хубайба Ибн Ади, когда был язычником. Я видел, как курайшиты терзали его со словами: “Хотел бы ты, чтобы на твоем месте был Мухаммад?” Хубайб отвечал им: “Клянусь Аллахом, мне не хотелось бы быть в безопасности среди своих родных вместе со своими детьми в то время, как Мухаммада укололи бы шипом... Стоит мне только вспомнить этот день, и как я оставил Хубайба без помощи, как я тут же начинаю думать, что Аллах не простит мне этого.., а затем впадаю в бессознательное состояние”.

После этого Умар воскликнул: «Хвала Аллаху, что Он не изменил мое мнение о нём!»

Затем Умар послал Саиду тысячу динаров, чтобы он потратил их на свои нужды. Когда эти деньги увидела его жена, она сказала Саиду:

«Хвала Аллаху, Который послал нам это и дал возможность обойтись без твоих услуг. Купи же нам продуктов и найми слугу». Саид ответил жене:

— А не желаешь ли ты сделать нечто лучшее, чем это?

— А что же именно? — воскликнула жена.

Саид сказал:

— Мы отдадим их тому, кто сделает нам всё это — ведь мы больше всего нуждаемся в этом.

Жена воскликнула:

— А это как?!

— Этими деньгами мы дадим хороший кредит Аллаху, — сказал Саид.

— Да, — сказала жена. — Да вознаградит тебя Аллах добром.

Не успев встать с места, где он сидел, Саид разложил деньги по кошелькам и сказал одному из своих людей: «Отправляйся с этими деньгами к вдове такого-то, сиротам такого-то, обездоленным из рода такого-то и нуждающимся из рода такого-то».

 

*     *     *

Да будет Аллах доволен Саидом Ибн Амиром аль-Джумахи, который был из тех людей, которые помогают другим, несмотря на собственную бедность.

Сұлтан Жұмабекұлы Сұлтан Жұмабекұлы
7 ай бұрын 555
0 пікір
Блог туралы
0
477043 101 247 1596 132